в Омске прошёл фестиваль искусства правды
В Омске завершается фестиваль документального кино «Сибирь».
В 16-й раз несколько дней ноября становятся для ценителей документалистики настоящим праздником. Сегодня, 18 ноября, завершается уже традиционный фестиваль документального кино «Сибирь», в рамках которого зрителю было представлено около 40 работ. О некоторых работах мы рассказывали ранее. Да, в каждой ленте рассматривается уникальная проблема, но все картины схожи в одном — они задевают души.
— Документальное кино — это искусство говорить правду. Это искусство доносить историю, сегодня оно живёт и развивается. Эти ленты — посыл для современной молодёжи. Наш фестиваль тоже молод, нам 16 лет, мы близки к совершеннолетию и уверенно стоим на ногах благодаря режиссёрам, сценаристам, операторам, и, конечно, зрителям. Кинофестиваль — отличная возможность познакомиться с самими собой, потому что документальное кино — это рассказ о нас. Приходя на сеансы, вы приобщитесь к великому искусству под названием «кино», — рассказал директор «Киновидеоцентра» Сергей Фамильцев.
Правила «Сибири» просты: зрители приходят в зал (киноцентры «Галактика», «Вавилон», БУК «Киновидеоцентр», высшие и средние учебные заведения города, кинотеатры муниципальных районов Омской области), смотрят кино, ставят оценку — именно таким путём будет присуждён приз зрительских симпатий. Кстати, сегодня вы ещё успеете проголосовать за понравившуюся картину. Сделать это можно или в кинозале, или на сайте фестиваля.
— Игровой фильм всегда красив, но всегда важно помнить — он лишь вымысел. Документальное кино — вот настоящая жизнь, в которой кроются истинные переживания, — замечает клирик кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы Омска иерей Константин Беспалов.
— В этом году фестиваль не ограничится территориями города, показы состоятся и в районах — там созданы все условия. Признаться, я надеюсь, что фильмы фестиваля после показа заживут ещё более насыщенной жизнью и однажды попадут в прокат. Уверен, этот кинофестиваль станет ещё одним шагом в развитии документалистики в Сибири и в России, — отметил министр культуры Омской области Юрий Трофимов.
Кроме того, в районах Омской области в рамках фестиваля проходят показы документальных лент. В районах проходят творческие встречи с режиссёрами. Например, жители Кормиловки смогли пообщаться с омским документалистом Юрием Баженовым после просмотра его фильма «Школа взросления» (12+), а в Тюкалинске зрители встретились с режиссёром из Екатеринбурга Павлом Фаттахутдиновым.
Корреспондент «Омск Здесь» посетила творческие встречи с гостями фестиваля, что проходили в Омске, и поделилась самыми яркими моментами.
После показа картины Андрея Кончаловского «Человек неунывающий» (12+), о которой мы писали ранее, ценители творчества этого режиссёра смогли пообщаться с киноведом Андреем Апостоловым. Вопросов было много — фильм аудиторию заинтересовал.
— Есть два принципа режиссуры: Тарковский/Кончаловский. Первый как будто бы всю жизнь снимает один и тот же фильм, второй же неуловим и неузнаваем, который в каждом новом фильме исследует новые территории. Поворот в сторону документального кино в творчестве Кончаловского оказался совершенно неожиданным, но не сделать этого он не мог, ведь самое ожидаемое в его деятельности — неожиданность. Что происходит с документалистикой сегодня? Показывать непричёсанную реальность у нас боятся, потому что зрителю может не понравиться: достаточно просто снять на натуре, уже скажут «чернуха». Зритель болезненно реагирует на необработанную фактуру кадра — поэтому мы намеренно уходим в интерьеры, а там и в иллюзорные пространства, — говорит Андрей Апостолов.
«Дела сердечные» (12+) — фильм омского режиссёра-документалиста Юрия Баженова о важном, и в то же время страшном, вывел зрителя на эмоции. Сам Юрий поделился своими мыслями:
— Документальное кино — это воплощение нашей безобразной и одновременно замечательной жизни, в которой волнует на самом деле многое. Темы выдумывать не нужно — ты едешь в машине и видишь их через окно: люди, природа, человеческая природа. Снимая, ты разгадываешь загадки, ищешь ответы и находишь их, а иногда не находишь и позволяешь зрителю самому сделать вывод. Режиссёр не вправе давать оценку, нет, мы лишь открываем конфетку для зрителя. Есть её они должны сами.
Залы фестиваля не пустовали: приставные стулья все заняты, зрители сидят на лестнице, стоят в проходах. Главное — они любят документальное кино и ради морального удовольствия готовы потерпеть физические неудобства. Режиссёры это ценят и говорят: «Для нас важен каждый зритель».
С самого утра зал киноцентра «Вавилон» полон — там идёт фильм Павла Фаттахутдинова «Обретение Родины» (12+), в котором речь заходит о харбинцах — о тех, кто был вынужден покинуть Родину во время революции и позже был готов сделать всё, ради того, чтобы вернуться туда:
— В фильме представлена десятичасовая часть всего собранного материала. Мы делаем кино не так, как это принято: у нас нет сценария — мы работаем на месте, сами едем к людям и разговариваем о теме. Сами изучаем проблему и постепенно понимаем на каком уровне решения она находится и решается ли.
«Евангелие детства» (0+) — фильм Андрея Железнякова. Режиссёр изучает детское отношение к жизни, и зритель не остаётся равнодушным. Просмотр вызвал дискуссии.
— Главное на фестивале, чтобы было интересное кино, и были зрители. Только тогда рождается нечто третье, что невозможно описать словами, и ради чего мы здесь все и собираемся. Я преподаю, и меня волнует, откуда в молодых студентах такой пессимизм. Смотришь на них, и, кажется, что всё плохо, а будет ещё хуже. Так вот этот фильм — размышление о том, откуда в нас такое пессимистическое мышление, чего нам не хватает, почему мы не улыбаемся. Вариантов ответа множество, один из них: мы не ощущаем ценности жизни, радости от того, что она нам дана. Восприятие жизни как чуда — вот шаг к счастью. С какого-то момента жизнь стала ассоциироваться лишь со словом «работа». Я работаю, зарабатываю, а всё остальное уже прикладывается к этому. Вот лёгкий дождик, радостный лучик — сегодня это лишь фон нашей жизни, главное — работа. Мне кажется, что это совершенно неправильная точка зрения. Красивые облака — это и есть жизнь, а провести её нужно наполненно.