ОМИЧЕЙ НЕ ОСТАВИЛ РАВНОДУШНЫМИ ФИЛЬМ АНДРЕЯ КОНЧАЛОВСКОГО «ЧЕЛОВЕК НЕУНЫВАЮЩИЙ»
Показ и обсуждение картины с московским киноведом Андреем Апостоловым состоялись 16 ноября в рамках омского кинофестиваля «Сибирь».
В зале № 5 кинотеатра «Вавилон» буквально яблоку негде упасть — заняты не только все кресла, но также ступени вдоль стены, некоторым гостям пришлось усесться прямо на пол перед экраном. Большая часть зрителей — омские студенты, будущие актёры и режиссёры, которые пришли подсмотреть интересные характеры, операторские находки, монтажные хитрости.
Но есть в зале и люди в возрасте. Пенсионерки на третьем ряду увлечённо изучают программку фестиваля и вспоминают личные беседы с режиссёром Верой Глаголевой. Перед показом каждому посетителю выдали анкету для оценки фильма, предупредив, что главным на фестивале «Сибирь» является приз зрительских симпатий.
Андрей Кончаловский, конечно, больше известен как режиссёр игрового кино. К документальному он обратился, имея уже 40-летний режиссёрский опыт. Фильм «Человек неунывающий» вышел в 2020 году. Героями здесь стали жители разных уголков страны, люди разного возраста и разной судьбы: овдовевший священник из Иркутской области и его дети, молодой петербуржец, который после путешествия автостопом решил стать сельским учителем и уехал в Новгородскую глубинку, авиаконструктор из Новосибирска, программист, основавший новый посёлок в Кировской области и другие.
Все они рассказывали о своей жизни, отвечая на простые вопросы: за что ты любишь свою Родину, какие черты свойственны русским людям, зачем нужен бог, чего тебе не хватает, в чём смысл жизни. Никому из героев не живётся легко — один в одиночку воспитывает восьмерых детей, другой не хочет верить в диагноз онкология, третьему приходится собирать металлолом, чтобы заработать деньги на семью, но практически все они просто делают своё дело, не жалуются на судьбу и в целом считают себя счастливыми.
Фильм омским зрителям представил главный редактор киностудии «Ленфильм», преподаватель кафедры киноведения Всероссийского государственного института кинематографии Андрей Апостолов.
«Поражаюсь картине в зале — мест не хватило! Ощущение, что ожидали приезда самого Андрея Сергеевича Кончаловского, а приехал всего лишь я», — пошутил гость, поприветствовав зрителей.
По словам Андрея Апостолова, который прочёл небольшую лекцию после показа, небольшие заходы на территорию документалистики в творчестве Кончаловского случались и во время работы над игровыми фильмами. Так, в картине «История Аси Клячиной», снятой ещё в 1960-е, очень правдиво была показана деревня Нижегородской области, задействовано много непрофессиональных актёров. Но непосредственно к документальному кино режиссёр пришёл в очень зрелом возрасте. Парадокс в том, что это было неожиданно и ожидаемо одновременно.
«Ему это всегда было интересно — в каждом новом фильме начинать как бы с нуля, открывать новую для себя территорию. Потому обращение к документальному кино, новому для него, с одной стороны, неожиданно, с другой — закономерно. К этому вела сама тяга его делать что-то, чего он до этого не делал. Даже сейчас, на девятом десятке лет, он продолжает удивлять. Это редкое качество. Новое — это всегда риск. Часто известные режиссёры начинают повторяться, делать то, что знакомо, комфортно. Кончаловский в хорошем смысле остаётся режиссёром-авантюристом, который хочет делать открытия, и для себя лично в том числе. Это меня в нём восхищает», — говорит Андрей Апостолов.
Киновед подметил, что даже сама тема документального кино с героями из глубинки — неизведанная территория для Андрея Кончаловского. Учитывая его происхождение и круг общения, те люди и то пространство, которое Кончаловский осваивает в этом фильме, ему не очень знакомы. Напомним, что по происхождению режиссёр принадлежит к культурной элите нашей страны (отец — знаменитый поэт Сергей Михалков, автор российского гимна, дед и прадед — известные художники Пётр Кончаловский и Василий Суриков).
Во многих его фильмах звучит гимн, и это дань Анатолия Сергеевича творчеству отца», — рассказал Андрей Апостоллов. — А что касается того, что он не знал лично такую жизнь и таких людей, как показаны в фильме, может быть, именно это усилило его заинтересованность, ему с бОльшим азартом хотелось эту жизнь запечатлеть. Ведь многие явления лучше заметны со стороны.
Первой от лица зрителей выступила директор омского музыкально-педагогического колледжа Светлана Студеникина.
Как педагог я хочу сказать режиссёру этого фильма спасибо за слёзы моих детей! Если это случилось у молодых людей, которые воспитываются в сложном обществе, где присутствует цинизм, значит фильм «пробил», фильм достиг своей цели,
— отметила она. Задала преподавательница и неожиданный вопрос: говорил ли Кончаловский когда-нибудь сам, в чём смысл жизни, ведь никто из героев фильма определённого ответа на этот вопрос не дал.
«Был, конечно, момент монтажной подтасовки в том, что каждый из героев фильма задумался, замолчал после этого вопроса. Но это было и справедливо, ведь окончательного ответа нет. В этом Кончаловский выразил и свою мысль: что смысл жизни — в самой жизни, в поиске этого смысла», — ответил киновед и посоветовал прочесть книги Андрея Кончаловского «Низкие истины» и «Возвышающий обман», в которых он откровенно раскрыл свои взгляды.
Следующий вопрос, который задала одна из пожилых зрительниц, звучал так: для кого Кончаловский снял «Человека неунывающего» — для зарубежных зрителей или для россиян? Фильмом омичка осталась не очень довольна.
«Я сама выросла и жила в деревне, там не так всё безнадёжно. Ощущение, что он выбирал самое плохое, когда снимал», — сказала дама, которая не представилась.
«Я уверен, что этот фильм снимался исключительно для российского зрителя, — заявил Андрей Апостоллов. — Он снимался при участии телеканала «Россия». Премьера прошла в рамках Московского кинофестиваля. Не для европейского зрителя это кино, а для российского. Кончаловский получил большое признание за рубежом, награды Венецианского фестиваля, мне кажется, сейчас ему с отечественным зрителем интереснее».
Ещё одна участница уже в финале дискуссии заметила, что фильм безусловно вызывает эмоции и заставляет задуматься, но для «документалки» в «Человеке неунывающем» всё-таки многовато постановочных кадров, «слишком профессиональный» монтаж и нарочито несовременная музыка. Специально ли это сделал режиссёр?
«Я думаю, что Кончаловский здесь не стремится быть остроактуальным и современным. Скорее, он пытается делать высказывания о русском национальном характере вне времени, как бы претендуя на то, что и через 20 лет фильм не утратит своей актуальности, будет абсолютным попаданием в нерв русской жизни, как и сейчас. В этом смысле гусли, которые играют в фильме, я думаю, это намеренный уход от современности в сторону обобщающего высказывания на тему русской жизни и русского характера», — ответил Андрей Апостолов.